Последнее время статьи в блоге появляются только благодаря тому, что хочется как-то изложить письменно то, что приходится часто повторять устно.
Сегодня подошла очередь к рекомендациям начинающим докладчикам. Будет немного про сам контент и про оформление презентации. Ничего уникального, просто те давно известные моменты, которые кажутся мне ценными и полезными.
Так получилось, что уже как 4 года я приобщился к такому процессу, как ревью докладов. Началось это благодаря моему участию в работе программного комитета конференции Heisenbug, а потом продолжилось уже на обычной работе, когда мы у себя в Semrush замутили техническое демо. Поэтому приходится частенько повторять одни и те же мысли, а я переживаю, что что-то полезное забываю сказать. Пусть будет тут, заодно может кому еще пригодится.
Итак, погнали.
Про что рассказывать и зачем оно вообще нужно?
В этом месте воспользуюсь помощью зала и просто отправлю вас к хорошим материалам других.
Рома Поборчий "Как найти в своей работе то, о чём не стыдно рассказать" (ссылка на видео, ссылка на слайды).
Если коротко и в одно предложение: смотрите на то, какие задачи делаете, какими инструментами, в какие процессы все это завернуто и как можно развиваться самому или развивать других.
Рома Неволин "Как и зачем делать доклады?". Откровенно говоря, эта статья практически аналог того, что вы читаете здесь. Поэтому можно на ней и остановиться :)
Главное, помните, гораздо интереснее слушать не про ваши успехи, а про ваши ошибки: доверия больше :) От успехов других очень легко отмахнуться: "у нас так нельзя будет сделать", "у нас другие процессы, продукты, стек, команды, начальники". А ошибки всегда находят отклик: "блин, у нас так же было" или "хахаха, как же можно было в это наступить", вовлекает :)
Кому интересно дальше, поехали дальше.
Кажется вы нащупали возможную тему, что дальше?
- кого вы видите слушателями своего доклада, какими компетенциями они должны обладать?
- для чего им ваш рассказ? Или для чего вам (это тоже важно)?
- как поймете, что доклад получился?
- что могут/должны будут сделать слушатели после доклада, когда вернутся к рабочим задачам?
Задача этого упражнения - помочь вам с контентом, структурой и выводами.
Запускаем в работу
- подготовить скелет доклада (про что/зачем, основная часть/мясо тезисно, выводы).
- зачем - тут про то, о чем будет доклад, фактически заготовка выводов, как ни странно :)
- план рассказа
- "мясо" - содержательная часть, которая приведет нас к выводам
- выводы - то, про что новички чаще всего забывают. Тут должна быть квинтэссенция доклада, могут быть рекомендации слушателям, ваши дальнейшие планы по этой теме (если они есть) и тп
- все именно тезисно, без попыток оформления, расписывания пунктов и картинок
- но картинки могут заменить собой часть тезисов (какие-то графики, диаграммы, скриншоты исходников и тп)
- если есть возможность, обсудите результаты с кем-то. Это может быть коллега из вашей команды, ПК конференции, специально обученный человек у вас в компании. Да хоть я ;) (мы иногда ищем докладчиков снаружи на наши митапы) Основная цель - получить первую обратную связь и оценить интерес к теме доклада. Шаг необязательный, но полезный - тему можно довернуть в более интересную сторону на раннем этапе.
- готовим презентацию, насыщая ее контентом (рекомендации по презам будут ниже).
- прогоны, прогоны, прогоны (самостоятельно или с напарником). Важно наговорить текст, речь не про запомнить наизусть, а про "установить связи между слайдом и той информацией, которую хочется озвучить".
Рекомендации по слайдам
- Текст на слайдах должен максимально лаконично отражать то, что вы хотите сказать голосом. Если текста много и он занимает весь слайд - плохо (слушатели превратятся в читателей, а вас перестанут слушать). Понятно, что речь именно про "много читать", а не про "одно слово большим шрифтом на весь слайд".
- Иногда текст лучше заменить картинкой со схемой, они лучше воспринимаются с озвучкой.
- Про картинки - если на слайде только она, то самым правильным будет максимально занять весь слайд этой картинкой, без полей, хедеров и футеров. Следите за качеством картинки (иногда лучше словами без картинок рассказать, чем на "замылки" смотреть).
- Если у вас есть слайд с пунктами, например, последовательность шагов, которые нужно предпринять или перечисление плюсов/минусов, то воспользуйтесь или последовательным показом этих пунктов по ходу рассказа (анимация), или сделайте отдельные слайды для каждого рассказа по каждому из подпунктов. Почему? Потому что, снова, много текста - слушатели превращаются в читателей.
- Тут можно посмотреть рекомендации по показу исходников на слайдах
- Хорошо помогает и в структурировании, и в ориентации слушателей по ходу доклада привязка слайда к плану: например, в заголовке или в расставленных по презентации слайдах, возвращающих нас к плану и тому, где мы сейчас находимся. Хороший пример в презентации Вадим Пуштаева, правда сложно реализуемый без помощников.
- Если по ходу рассказа вам хочется на что-то показать указкой, например, обратить внимание на код в исходниках, акцентировать какое-то место на схеме, воспользуйтесь "хардкод-ом": выделите нужное место или размером/цветом шрифта, или просто цветным прямоугольником. Это поможет слушателям сориентироваться на том, о чем вы сейчас рассказываете, а вам - не отвлекаться на показ.
Комментарии
Отправить комментарий