К основному контенту

Отзыв-конспект "Общаться с ребенком. Как?"

Конспект книги "Общаться с ребенком. Как?". Прочитал по совету Леши Авдея, который он дал на конференции "План Б".

На первый взгляд, непонятно как эта книга вписывается в формат тематики блога. Но, если вы внимательно прочитаете ее и вникните в рекомендации (скорее это даже правила), то вы найдете их работающими не только в области воспитания и общения с детьми. Просто замените слово "ребенок" на "подчиненный" (плохое слово, но другого не подобрал) и большинство правил отлично подходит
Ну а если у вас есть дети, то после прочтения книги вы посмотрите на себя (вернее на вашу манеру общения с детьми) совсем с другой стороны. Очень рекомендую, не пожалеете :)

Ниже будет много прямых цитат.

Итак правила:
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Правило "зоны ближайшего развития". Фактически, это список дел которые ребенок сейчас делает с вашей помощью, но скоро сможет делать сам. Возможные крайности здесь: слишком рано переложить свою часть на ребенка или, наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Активно слушайте ребенка – важно «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
  • Проявляйте уважение к личности ребенка, признавайте его права на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».
  • Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Важно при этом избегать  приказного тона или выговора. Это дает ребенку возможность самому принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.
  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  • Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  • Нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности
Алгоритм конструктивного решения конфликта:
  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения.
  5. Выполнение решения; проверка.
Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. 

Об ограничениях и запретах:
  • Такие правила (ограничений и запретов) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
  • Ограничений (требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Эти правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении, некоторый «люфт», который даст ему почувствовать долю самостоятельного решения.
Самое важное - книга, кроме приведенных выше собственно правил, содержит примеры того, как их применять на практике, в конкретных ситуациях. Даются прямо диалоги в ролях. Мне многие из них напомнили реальные диалоги в нашей семье.
Ну и возвращаясь к теме управления. Не правда ли, многие из правил можно применять и на работе, при общении с вашей командой.

Update: достаточно свежее выступление Григория Бакунова (bobuk) на эту же тему.

Комментарии

  1. И что ты на это скажешь как отец двоих детей? ;)

    ОтветитьУдалить
  2. на "это" на что? :) ну... плохо все у меня с правилами. будем работать. уже стараюсь :)

    ОтветитьУдалить

Отправка комментария

Популярные сообщения из этого блога

Mock vs Stub

Когда мы начали изучать модульное тестирование, то одними из первых терминов, с которыми пришлось познакомиться, стали Mock и Stub.

Ниже попробуем порассуждать в чем их сходство и различие, как и для чего они применяются.

Проверять работоспособность тестируемого объекта (system uder test - SUT) можно двумя способами: оценивая состояние объекта или его поведение.

В первом случае проверка правильности работы метода SUT заключается в оценке состояния самого SUT, а также взаимодействующих объектов, после вызова этого метода.

Во-втором, мы проверяем набор и порядок действий (вызовов методов взаимодействующих объектов, других методов SUT), которое должен совершить метод SUT.

Собственно, если коротко, то в одном случае используется Stub, а в другом Mock. Это объекты, которые создаются и используются взамен реальных объектов, с которым взаимодействует SUT в процессе своей работы.

Теперь подробнее.

Gerard Meszaros использует термин Test Double (дублер), как обозначение для объекта, который зам…

План "Б" или как прикольно провести субботний день

Всем привет.
Вчера состоялась конференция "План Б". Организаторами выступили ребята из Яндекса, за что им большое спасибо. Судя по приблизительным подсчетам в мероприятии участвовало около 200 человек.

Основной темой конференции было планирование, планирование всего: проектов, разработки, тестирования, дизайнеров и даже организации музыкального фестиваля.
Сначала думал написать отчет в обычном своем стиле: кто и что говорил, но почитав твиттер по #pbconf понял, что просто потеряю время :) Поэтому кому оооочень интересно узнать подробности следуйте за птичкой и вы все узнаете (тэг #pbconf попал в top-30 твиттера)
Здесь приведу лишь те вещи, которые мне запали в мозг
Роман Чернин о продуктовой разработке: "нет заказчика, нет требований, нет сроков -> как принимать решения? ответ: заводим себе Product Manager-а"
Оля Павлова (@op): "бойтесь иллюзии точной формулировки" "заказчик - ребенок, выдаем ему игрушку как можно чаще" "не забываем, …

Полезные ресурсы для молодых (и не только) тестировщиков

Уже 3 месяца провожу собеседования тестировщиков.
Поначалу они просто  веселили - после 15-летнего опыта собеседования С++-разработчиков, общение с тестировщиками (чаще были "-цы") было чем то экзотическим и забавным.

Потом становилось все грустнее и грустнее, мимими закончилось. Началась печаль.