Конспект книги "Общаться с ребенком. Как?". Прочитал по совету Леши Авдея, который он дал на конференции "План Б".
На первый взгляд, непонятно как эта книга вписывается в формат тематики блога. Но, если вы внимательно прочитаете ее и вникните в рекомендации (скорее это даже правила), то вы найдете их работающими не только в области воспитания и общения с детьми. Просто замените слово "ребенок" на "подчиненный" (плохое слово, но другого не подобрал) и большинство правил отлично подходит
Ну а если у вас есть дети, то после прочтения книги вы посмотрите на себя (вернее на вашу манеру общения с детьми) совсем с другой стороны. Очень рекомендую, не пожалеете :)
Ниже будет много прямых цитат.
На первый взгляд, непонятно как эта книга вписывается в формат тематики блога. Но, если вы внимательно прочитаете ее и вникните в рекомендации (скорее это даже правила), то вы найдете их работающими не только в области воспитания и общения с детьми. Просто замените слово "ребенок" на "подчиненный" (плохое слово, но другого не подобрал) и большинство правил отлично подходит
Ну а если у вас есть дети, то после прочтения книги вы посмотрите на себя (вернее на вашу манеру общения с детьми) совсем с другой стороны. Очень рекомендую, не пожалеете :)
Ниже будет много прямых цитат.
Итак правила:
Об ограничениях и запретах:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Правило "зоны ближайшего развития". Фактически, это список дел которые ребенок сейчас делает с вашей помощью, но скоро сможет делать сам. Возможные крайности здесь: слишком рано переложить свою часть на ребенка или, наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
- Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
- Активно слушайте ребенка – важно «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
- Проявляйте уважение к личности ребенка, признавайте его права на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».
- Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Важно при этом избегать приказного тона или выговора. Это дает ребенку возможность самому принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
- Нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности
- Прояснение конфликтной ситуации.
- Сбор предложений.
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
- Детализация решения.
- Выполнение решения; проверка.
Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.
Об ограничениях и запретах:
- Такие правила (ограничений и запретов) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
- Ограничений (требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Эти правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
- Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
- Если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении, некоторый «люфт», который даст ему почувствовать долю самостоятельного решения.
Ну и возвращаясь к теме управления. Не правда ли, многие из правил можно применять и на работе, при общении с вашей командой.
Update: достаточно свежее выступление Григория Бакунова (bobuk) на эту же тему.
Update: достаточно свежее выступление Григория Бакунова (bobuk) на эту же тему.
И что ты на это скажешь как отец двоих детей? ;)
ОтветитьУдалитьна "это" на что? :) ну... плохо все у меня с правилами. будем работать. уже стараюсь :)
ОтветитьУдалить