К основному контенту

Отзыв-конспект "Общаться с ребенком. Как?"

Конспект книги "Общаться с ребенком. Как?". Прочитал по совету Леши Авдея, который он дал на конференции "План Б".

На первый взгляд, непонятно как эта книга вписывается в формат тематики блога. Но, если вы внимательно прочитаете ее и вникните в рекомендации (скорее это даже правила), то вы найдете их работающими не только в области воспитания и общения с детьми. Просто замените слово "ребенок" на "подчиненный" (плохое слово, но другого не подобрал) и большинство правил отлично подходит
Ну а если у вас есть дети, то после прочтения книги вы посмотрите на себя (вернее на вашу манеру общения с детьми) совсем с другой стороны. Очень рекомендую, не пожалеете :)

Ниже будет много прямых цитат.

Итак правила:
  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Правило "зоны ближайшего развития". Фактически, это список дел которые ребенок сейчас делает с вашей помощью, но скоро сможет делать сам. Возможные крайности здесь: слишком рано переложить свою часть на ребенка или, наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Активно слушайте ребенка – важно «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
  • Проявляйте уважение к личности ребенка, признавайте его права на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».
  • Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Важно при этом избегать  приказного тона или выговора. Это дает ребенку возможность самому принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.
  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  • Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  • Нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности
Алгоритм конструктивного решения конфликта:
  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения.
  5. Выполнение решения; проверка.
Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. 

Об ограничениях и запретах:
  • Такие правила (ограничений и запретов) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
  • Ограничений (требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Эти правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
  • Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении, некоторый «люфт», который даст ему почувствовать долю самостоятельного решения.
Самое важное - книга, кроме приведенных выше собственно правил, содержит примеры того, как их применять на практике, в конкретных ситуациях. Даются прямо диалоги в ролях. Мне многие из них напомнили реальные диалоги в нашей семье.
Ну и возвращаясь к теме управления. Не правда ли, многие из правил можно применять и на работе, при общении с вашей командой.

Update: достаточно свежее выступление Григория Бакунова (bobuk) на эту же тему.

Комментарии

  1. И что ты на это скажешь как отец двоих детей? ;)

    ОтветитьУдалить
  2. на "это" на что? :) ну... плохо все у меня с правилами. будем работать. уже стараюсь :)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Mock vs Stub

Когда мы начали изучать модульное тестирование, то одними из первых терминов, с которыми пришлось познакомиться, стали Mock и Stub. Ниже попробуем порассуждать в чем их сходство и различие, как и для чего они применяются. Проверять работоспособность тестируемого объекта (system uder test - SUT) можно двумя способами: оценивая состояние объекта или его поведение. В первом случае проверка правильности работы метода SUT заключается в оценке состояния самого SUT, а также взаимодействующих объектов, после вызова этого метода. Во-втором, мы проверяем набор и порядок действий (вызовов методов взаимодействующих объектов, других методов SUT), которое должен совершить метод SUT. Собственно, если коротко, то в одном случае используется Stub, а в другом Mock. Это объекты, которые создаются и используются взамен реальных объектов, с которым взаимодействует SUT в процессе своей работы. Теперь подробнее. Gerard Meszaros использует термин Test Double (дублер), как обозначение для объек

План "Б" или как прикольно провести субботний день

Всем привет. Вчера состоялась конференция " План Б ". Организаторами выступили ребята из Яндекса, за что им большое спасибо. Судя по приблизительным подсчетам в мероприятии участвовало около 200 человек. Основной темой конференции было планирование, планирование всего: проектов, разработки, тестирования, дизайнеров и даже организации музыкального фестиваля. Сначала думал написать отчет в обычном своем стиле: кто и что говорил, но почитав твиттер по #pbconf понял, что просто потеряю время :) Поэтому кому оооочень интересно узнать подробности следуйте за птичкой и вы все узнаете (тэг #pbconf попал в top-30 твиттера) Здесь приведу лишь те вещи, которые мне запали в мозг Роман Чернин о продуктовой разработке: "нет заказчика, нет требований, нет сроков -> как принимать решения? ответ: заводим себе Product Manager-а" Оля Павлова (@op): "бойтесь иллюзии точной формулировки" "заказчик - ребенок, выдаем ему игрушку как можно ча

Полезные ресурсы для молодых (и не только) тестировщиков

Уже 3 месяца провожу собеседования тестировщиков. Поначалу они просто  веселили - после 15-летнего опыта собеседования С++-разработчиков, общение с тестировщиками (чаще были "-цы") было чем то экзотическим и забавным. Потом становилось все грустнее и грустнее, мимими закончилось. Началась печаль.