К основному контенту

Популярная психология в IT и не только

Решил собрать в одном месте все нравящиеся мне термины из психологии, которые касаются работы, мотивации, отношения к своему труду и к себе. Задача не стояла в объяснении каждого термина, а просто в том, чтобы все было собрано в одном месте.

Если вы знаете, еще какие-нибудь интересные штуки, пишете в комментариях.

Эффект Даннинга — Крюгера
Определение в вики слишком затянутое. Я его понимаю так: глупые не понимают, что они глупые, потому что они глупые. Но при этом уверены, что они круты. А умные "знают, что ничего не знают" и думают, что все остальные о них того же мнения.

Принцип Питера
«В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности»

Закон Паркинсона (на самом деле их три, но чаще вспоминают первый)
1. "Работа заполняет время, отпущенное на неё"
2. "Расходы растут с доходами"
3. "Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути"

Эффект Рингельмана (или эффект социальной лени)
"Индивидуальный вклад участника группы уменьшается по мере того, как размер группы растет"

Синдром самозванца
Психологическое явление, при котором человек не способен воспринимать свои достижения, как результат своей деятельности. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они - обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны и компетентны, чем есть на самом деле.

Список когнитивных искажений
Жжжесть, как страшно жить о_О. Это как медицинскую энциклопедию почитать - всем болен.

Теория разбитых окон
В качестве примера, "если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна".
В IT эта теория хорошо ложится на понятие технического долга.
Двухфакторная теория мотивации, которая опирается на то, что удовлетворённость от работы зависит от её внутренних и содержательных характеристик, а неудовлетворённость зависит от внешних характеристик работы и её контекста. Эти характеристики делятся на две группы: гигиенические факторы, недостаток в которых приводит к неудовлетворенности, и мотивирующие факторы приводящие к удовлетворению работой.
Обстановка на работе и условия труда + мотивирующие факторы = состояние удовлетворённости
Обстановка на работе и условия труда – мотивирующие факторы = нулевой эффект
ЗЫ кстати, зарплата не входит в число мотивирующих факторов. Классическая гигиена.

Модель Такмана (командная динамика)
Стадии развития команды: Формирование, Шторм, Нормализация, Работа, иногда добавлют Закрытие. Любые изменения в количественном составе (приход-уход), скорее всего переведет команду на начальную или просто более раннюю стадию.

Сергей Мартыненко подсказал еще одну интересную штуку
Фундаментальная ошибка атрибуции
Если я правильно понял, то это вот так
отсюда

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Mock vs Stub

Когда мы начали изучать модульное тестирование, то одними из первых терминов, с которыми пришлось познакомиться, стали Mock и Stub.

Ниже попробуем порассуждать в чем их сходство и различие, как и для чего они применяются.

Проверять работоспособность тестируемого объекта (system uder test - SUT) можно двумя способами: оценивая состояние объекта или его поведение.

В первом случае проверка правильности работы метода SUT заключается в оценке состояния самого SUT, а также взаимодействующих объектов, после вызова этого метода.

Во-втором, мы проверяем набор и порядок действий (вызовов методов взаимодействующих объектов, других методов SUT), которое должен совершить метод SUT.

Собственно, если коротко, то в одном случае используется Stub, а в другом Mock. Это объекты, которые создаются и используются взамен реальных объектов, с которым взаимодействует SUT в процессе своей работы.

Теперь подробнее.

Gerard Meszaros использует термин Test Double (дублер), как обозначение для объекта, который зам…

План "Б" или как прикольно провести субботний день

Всем привет.
Вчера состоялась конференция "План Б". Организаторами выступили ребята из Яндекса, за что им большое спасибо. Судя по приблизительным подсчетам в мероприятии участвовало около 200 человек.

Основной темой конференции было планирование, планирование всего: проектов, разработки, тестирования, дизайнеров и даже организации музыкального фестиваля.
Сначала думал написать отчет в обычном своем стиле: кто и что говорил, но почитав твиттер по #pbconf понял, что просто потеряю время :) Поэтому кому оооочень интересно узнать подробности следуйте за птичкой и вы все узнаете (тэг #pbconf попал в top-30 твиттера)
Здесь приведу лишь те вещи, которые мне запали в мозг
Роман Чернин о продуктовой разработке: "нет заказчика, нет требований, нет сроков -> как принимать решения? ответ: заводим себе Product Manager-а"
Оля Павлова (@op): "бойтесь иллюзии точной формулировки" "заказчик - ребенок, выдаем ему игрушку как можно чаще" "не забываем, …

Полезные ресурсы для молодых (и не только) тестировщиков

Уже 3 месяца провожу собеседования тестировщиков.
Поначалу они просто  веселили - после 15-летнего опыта собеседования С++-разработчиков, общение с тестировщиками (чаще были "-цы") было чем то экзотическим и забавным.

Потом становилось все грустнее и грустнее, мимими закончилось. Началась печаль.