К основному контенту

Через призму менеджера про "Никаких правил. Уникальная культура Netflix."

Последовал совету. Пусть это будет очередным отзывом, но точно не рассказом про концепцию"рок-звезд". Я нашел в книге ответы на те вопросы-сомнения, что вертелись в голове практически с того момента, как я стал менеджером.

Или может быть даже не ответы, а подкрепление верности своих действий, своего поведения или просто подтверждения факта, что "я не один такой".

После прочтения статьи с Хабра первой мыслью, которая меня посетила была "а ведь вся эта история держится только на хороших менеджерах (лидерах?)". 
Книга добавила ясности и деталей в эти размышления и позволила порефлексировать.


Далеко не каждый менеджер может быть честным, откровенным и открытым. Это сложно. А нужно еще и своих сотрудников учить быть такими. И, что немаловажно, эти все понятия и принципы тесно связаны и хорошо работают именно в комплексе и в обоюдном применении.

В итоге, если менеджер говно не справляется, то с его сотрудниками будет ровно то, про что писали в комментах к Хабро-статье: выгорание, давление от дамоклова меча увольнения, "бешеные галеры" и тдтп.

В своей работе всегда старался быть максимально честным. Всегда думал, что это, эммм, мой недостаток, как менеджера. В книге есть тесты на открытость. Все мои ответы совпали с мнением основателя Netflix. Значит не все так плохо. Плохо то, что сложно быть честным и открытым там, где остальные к этому не готовы. Не готовы слушать/слышать правду, могут одним говорить то, что не готовы высказать всем. Приходится постоянно держать в голове эти моменты и фильтровать свои посылы.

Немного интересных фактов из книги и то, как это "стрельнуло" у меня.

Про пересмотр ЗП
"«прибавочные» фонды и зарплатные вилки оправдывали себя в те времена, когда текучка кадров была очень низкой, а индивидуальная рыночная стоимость сотрудника крайне редко взлетала до потолка всего за несколько месяцев. Однако в современных условиях это, очевидно, уже неактуально — если учесть, как стремительно меняется экономическая ситуация и с какой легкостью профессионалы в наши дни меняют работу."

"В 2018 году средняя прибавка зарплаты в США составила около 3% (для особо ценных сотрудников — 5%). Те же, кто решил сменить место работы, в среднем стали получать на 10–20% больше. Верность работодателю плохо сказывается на состоянии финансов."

Бывшие, и, думаю, некоторые нынешние коллеги, могут подтвердить, что всегда спокойно относился к рассказам про походы на собесы в другие компании. Некоторых даже уговаривал сходить на собесы, потому что так проще себя оценить. А иногда это еще и единственный способ повысить себе зп, потому что мало где к зп относятся так, как в Netflix.

"любой разговор с потенциальным членом команды призван донести до него два ключевых момента: работодатель хорошо осведомлен, сколько этому сотруднику могут заплатить в других компаниях, и готов предложить больше"
Жаль, что далеко не всегда в наших реалиях, ты можешь решить вопрос с пересмотром только потому, что считаешь, что сотрудник должен получать больше. Помниться однажды мне пришлось угрожать своим уходом, чтобы повысить зп одному из разработчиков в своей команде. 

"Он мысленно отрепетировал, как будет уходить от ответов на вопросы о зарплате. Однако во время собеседования он все равно выложил опытному рекрутеру, сколько зарабатывает сейчас и сколько хотел бы получать." - Хахаха, да это ж я.

Немного про критику и откровенность
"Слышать критические замечания в свой адрес неприятно и некомфортно, но, после того как отпустит изначальный стресс, они идут на пользу". "Мало кому нравится критика в свой адрес. Когда ругают нашу работу, нас накрывает чувство собственной никчемности."

Несмотря на то, что в Netflix декларируется отсутствие правил, на самом деле правила есть, есть инструкции, где прописано, что такое эффективная и конструктивная критика.

"Принцип откровенности вовсе не означает, что можно произносить все, что придет в голову, не заботясь о чувствах собеседника. Напротив, он требует неукоснительно и скрупулезно соблюдать четыре правила здоровой критики. Для этого необходимо тщательно взвешивать формулировки, а иногда заранее готовиться, прежде чем высказать критическое замечание, и учить тому же весь персонал."

Четыре правила откровенности/критики (в этом месте ничего необычного, это то, что всегда называют конструктивной критикой)
Для критика
1. Стремись помочь. 
2. Предлагай конкретные меры.
3. Чтобы получить нужный результат, адаптируй формулировки и учитывай культурный контекст (здесь речь про национальные культурные особенности).
Для адресата
4. Будь благодарен.
5. Прими или отклони.

"В Netflix вы получите множество замечаний и соображений. Их необходимо внимательно выслушать, обдумать сказанное, принять к сведению. Но вы не обязаны принимать их все как руководство к действию. Вежливо и искренне поблагодарите критика. Но и вы, и он должны понимать: следовать его советам или нет — ваше и только ваше решение."

"Провозгласить, что в компании ценится откровенность, — одно. Следовать этому принципу, когда организация растет, когда постоянно приходят новые люди и сеть отношений в коллективе становится все гуще и сложней, — совсем другое."

Свободные отпуска
Первая моя мысль про "свободные отпуска" - да они же там или вообще не ходят, или наоборот "все дружно ушли, работать некому". В итоге действительно было и, видимо, есть и то, и то.

И здесь опять важна роль менеджера, который должен подавать правильный пример. В тех отделах, которые не ходят в отпуск, как правило менеджер тоже не ходит. Это лишний раз подтверждает тезис, что при плохом менеджере будут проблемы.

При этом, в отсутствие четко прописанных правил и графиков отпусков, каждый руководитель должен регулярно объяснять команде, какие решения и поступки можно считать оправданными и допустимыми, например «в отпуск можно уходить только по очереди и только в такое время, когда это не подведет всю команду». Океей, ну то есть заменили общие правила на ожидания менеджера. И снова качество применения принципов зависит от менеджера.

"Если я задумаюсь о смене работы, вы будете меня удерживать?"
Хороший вопрос. Интересно, как много руководителей готовы на него ответить. И сколько способов/инструментов удержания будет у тех, кто ответит "Да". 

Стоит ли руководителю открыто говорить про свои ошибки?
"Здоровая самокритика укрепляет доверие; обращаясь за помощью, мы учимся новому; признавая ошибки, мы получаем прощение, а честно рассказывая о неудачах, побуждаем других действовать смелее."
Всегда спокойно говорю о своих продолбах. Но, допускаю, что слишком часто. А если к вам, как к руководителю относятся с недоверием, то признание в своих ошибках может сыграть в отрицательную сторону. Интересно, как часто я своими признаниями только усугублял дело.

"Эта тенденция восприятия так и называется: эффект оплошности. Психологи отметили, что привлекательность человека в наших глазах может либо вырасти, либо понизиться после допущенной им ошибки — в зависимости от того, как этот человек зарекомендовал себя в целом."

Вот пожалуй и все, что цепануло. Еще была интересная глава про национальные культурные различия и то, что пришлось менять, как подстраивать принципы Netflix из-за этого. Но тут у меня мало личных примеров.

Интересно было бы узнать, как в Netflix занимаются развитием менеджеров. Есть ли там что-то типа активностей у Google?

Стоит ли читать книгу, если все ценности и принципы описаны на слайдах? Скорее да. Лучше доходит через примеры, которые взяты из рассказов нынешних и бывших сотрудников Netflix.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Mock vs Stub

Когда мы начали изучать модульное тестирование, то одними из первых терминов, с которыми пришлось познакомиться, стали Mock и Stub. Ниже попробуем порассуждать в чем их сходство и различие, как и для чего они применяются. Проверять работоспособность тестируемого объекта (system under test - SUT) можно двумя способами: оценивая состояние объекта или его поведение. В первом случае проверка правильности работы метода SUT заключается в оценке состояния самого SUT, а также взаимодействующих объектов, после вызова этого метода. Во-втором, мы проверяем набор и порядок действий (вызовов методов взаимодействующих объектов, других методов SUT), которое должен совершить метод SUT. Собственно, если коротко, то в одном случае используется Stub, а в другом Mock. Это объекты, которые создаются и используются взамен реальных объектов, с которым взаимодействует SUT в процессе своей работы. Теперь подробнее. Gerard Meszaros использует термин Test Double (дублер), как обозначение для объе

Заметки на коленке - 3. Что еще делать, если ваши тесты уже "зеленые"?

"Lately I find I'm working on automated tests that return non-binary results. Tests that neither pass nor fail" by  @noahsussman Отличная мысль, которую я ретвитил еще в 2016. Но давайте вместе подумаем, что за этим может скрываться? ( кстати, не знаю, что при этом думал Noah ) Ваши тесты прошли и прошли "успешно". Все хорошо или все же есть, куда еще посмотреть? Дальше то, что использовал я лично и то, что еще можно прикрутить дополнительно. Естественно все шаги ниже должны быть автоматизированны. 1. Контролируйте время выполнения тестов. Если набор проверок не меняется (а такое часто бывает, к сожалению), то рост времени выполнения может говорить о проблемах в продакшен коде (чаще всего) или проблемах с окружением. 2. Контроль за количеством выполняемых тестов. "Все зеленое" не значит, что сегодня выполняли те же Х тестов, что и вчера. Смешно(нет), но случается такое, что какие-то проверки "исчезают" из запуска из-за того, что у кого-то &qu

Полезные ресурсы для молодых (и не только) тестировщиков

сперто(с) Уже 3 месяца провожу собеседования тестировщиков (март 2016). Поначалу они просто  веселили - после 15-летнего опыта собеседования С++-разработчиков, общение с тестировщиками (чаще были "-цы") было чем-то экзотическим и забавным. Потом становилось все грустнее и грустнее, мимими закончилось. Началась печаль.