К основному контенту

Отзыв "Remote: Office Not Required"

Закончил читать свежую книжку от товарищей из 37signals "Remote: Office Not Required" Jason Fried, David Heinemeier Hansson.

Тема интересная, поэтому достаточно быстро купился на анонс в новостях.

Общее впечатление позитивное, но уж больно все оторвано от нашей (или моей?) жизни. На первый взгляд. На второй тоже. А на третий начинаешь вспоминать поговорку "Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины" (Катя - привет, поговорку первый раз услышал от тебя, теперь она мой главный мотиватор). И может все действительно не так сложно, как может показаться.

Книга начинается с того, что живописно описывает все прелести удаленной работы в сравнении с офисной каторгой с 9 до 17.
Для сотрудников тут и возможность чаще общаться с семьей, с друзьями, заниматься любимым хобби, и возможность получить работу в компании-мечте и тд, и тп. Для компании: возможность найти ценных сотрудников вне текущего географического положения компании.

И все это в сравнении с необходимостью добираться в офис каждый день, тратить на это кучу драгоценного времени, денег (транспорт, бензин) и .., и..., и вот что то дополнительных четких минусов для сотрудника не придумали. Для компании минусы офиса: аренда собственно офиса, ограниченность в выборе сотрудников, угроза их перехода на другую сторону улицы (другой этаж бизнес-центра) в другую компанию.
Хмм, пока неубедительно, хотя чертовски завлекательно:

(с) хабр
"Your life no longer needs to be divided into arbitrary phases of work and retirement. You can blend the two for fun and profit—design a better lifestyle that makes work enjoyable because it’s not the only thing on the menu. ...The new luxury is the luxury of freedom and time. Once you’ve had a taste of that life, no corner office or fancy chef will be able to drag you back."
(в это время в голове возникает картинка "ты с ноутом на пляже с пальмами"... ну хорошо, терраса с видом на море меня тоже устроит, а то погода в Питере нынче дождливая. но я отвлекся)

Дальше немного серьезней. Идут рассуждения о том, что нельзя рассматривать организацию работы удаленно, как возможность сэкономить денег (хотя одно то, что не надо снимать офис и тратить деньги и время на дорогу, можно рассматривать как экономию). На самом деле мысль "it's not about the money" проходит красной чертой через всю книгу и надо отдать должное 37signals на своих сотрудниках они действительно не экономят (приводятся интересные примеры, к концу книги я готов был продаться и даже доплатить, чтобы работать у них :). Также обращается внимание, что привычный нам outsource - это не то же самое, что удаленная работа.

Дынц, первый звоночек:
"It’s easy to feel euphoric about the wonders of working remotely. Freedom, time, money—we get it all. There’ll be honey in my backyard and milk on tap."
Но не все так просто и тут начинается сама суть книжки: какие проблемы могут быть с "удаленкой" и как их решали в самой 37signals и в других компаниях.

Вторая глава посвящена мифам офисной жизни. Остановлюсь на некоторых из них.
"Чудо происходит, только когда мы вместе в одной комнате" - иногда да, но не всегда.

"Я не вижу их, как я узнаю что они работают", "Я потеряю контроль" (страшные сны менеджера).
Проверьте себя, если вы менеджер: если вы боитесь дать возможность работать людям из дома, потому что они будут балду пинать без вашего контроля, значит вы не менеджер, а нянька :) Учитесь доверять людям с которыми работаете или ищете других людей.

"Дома вы постоянно отвлекаетесь" - Ага, а то в офисе не на что отвлечься...

"Только в офисе ваша работа безопасна или врагу не достанутся секреты вашей фирмы" Здесь можно найти 6 правил сотрудников 37signals, которые они должны выполнять работая удаленно:

  • шифрация жесткого диска
  • отключить автологин, блокировка компа при засыпании 
  • использовать только HTTPS|SSL
  • все смартфоны с блокировкой по коду
  • уникальные, сгенерированные пароли для сайтов где это необходимо. Особое внимание почте
  • двухфакторная аутентификация Gmail.

"Я должен ответить немедленно"
интересная статистика: 80 процентов вопросов вам не требуют мгновенного ответа, 15 процентов можно решить в меседжере и только 5 процентов требуют телефонного разговора.

"Это не работает для компаний нашего размера"
и опять интересные цифры: количество работающих удаленно в больших компаниях от 1000 до 10000 человек. Intel - 82%, NASA - 57% и большой список других крупных компаний в которых практикуют удаленную работу.

Третья глава: коммуникации при удаленной работе
- минимум 4 часа пересечения по рабочему времени
- использовать утилиты для возможности получить доступ к удаленному десктопу (Webex, GoToMeeting, Join.Me). Работают также скринкасты, если это необходимо.
- храните все, что нужно в общем доступе (календари, Dropbox, GitHub)
- концепция "Виртуальный кулер для воды": должна быть возможность обсудить что то не связанное с работой с коллегами, поделится интересной ссылкой, задать вопрос и тп. Именно то что, обычно происходит в курилках (бррр) или на кухнях компаний.
- еженедельная дискуссия "Что я сделал на прошлой неделе, что планирую на этой". Это не аналог отчета, скорее для того, чтобы остальные были в курсе того, чем занимается команда.

"Свобода - это рабство" Джордж Оруэлл
Удаленная работа - для саморганизующихся и требовательных к себе людей. Иначе вместо ожидаемых плюсов (см. начало) мы получим много минусов.

На вас, как на сотрудника работающего удаленно, лежит ответственность по организации своей работы, своего рабочего места.
В книге даются интересные рекомендации, например, для работы и для дома использовать
разные компьютеры. Важно провести линию между работой и личной жизнью. В идеале должны быть 2 рабочих места (если вы работаете дома).  Многие даже переодеваются :)
Между прочим, работа удаленно не подразумевает, что вы работаете дома. Вы можете работать где угодно: в кафе, библиотеке, на улице и, ты-дыын, в своем офисе (я глянул, даже в Питере есть офисы с рабочими местами в аренду).


Кроме этого, в книжке можно найти полезные советы менеджеру, которому надо управлять сотрудниками разбросанными по всему миру. Как их найти, как с ними работать, мотивировать, как удержать. Кстати, глава про управление будет полезна всем менеджерам, не только с удаленными сотрудниками.


Советам сотрудникам и менеджерам посвящено больше половины книги. Дублировать не буду ;)


Лет 10 назад я работал дома года 1.5. Мне нравилось. Пожалуй сейчас, мне не хватало бы общения, да и дома сейчас работать негде. Но вообще сама идея не напрягает. Напрягают скорее сложности с "официальностью" и настроженность российских компаний к такого рода организации работы. 4 года назад была возможность снова окунуться в этот мир, не рискнул. Сейчас жалею. Поэтому, если такие мысли мелькают - то попробуйте и не отказывайтесь от возможности круто изменить свою жизнь :) А то потом семья, дети... и получится как всегда.

Книжка поможет принять вам правильное решение.
Тут можно посмотреть более развернутое ревью.

А тут узнать новости про русский перевод.


Комментарии

  1. Начну с банального повторения того факта, что далеко не все настолько хорошо самоорганизованы, чтобы работать дома, да и как ты верно заметил далеко не у всех есть место где саморганизовываться. Согласись, что в условиях среднестатистической 2.33 комнатной квартиры купленной средним ИТ-шником в ипотеку и средней семей с 1.5 детьми сложно найти тихое теплое место где можно поработать. Возможно я ретроград, но работать в кафе или в парке мне тоже неудобно. Но это лишь физическая сторона вопроса. Меня во многом волнует вопрос внутрикоммандных коммуникации, особенно в случае применения тех или иных гибких методологии подразумевающих тесную командную работу. Даже в условиях офиса не всегда получается собрать людей на ежедневный митинг, а как быть когда все в разных местах, или еще хуже в разных временных зонах?
    Поэтому я бы с удовольствием посмотрел, на это поближе, возможно работал бы почаще дома, но лишаться своего рабочего места в офисе не хотел.

    ОтветитьУдалить
  2. В книге отмечается, что твой вариант "работать частями (дни/часы) и офисе, и дома" тоже приемлем и работает (и даже предпочтителен для переходного периода). Насчет тесной командной работы: вы там боксируете или обнимаетесь? Если у тебя есть возможность пообщаться по тф, видео, чат (согласен - хуже), то этого будет недостаточно?

    ОтветитьУдалить
  3. Бывает и боксируем, порою и обнимаемся. Чем больше общаешься тем лучше понимаешь человека и тем проще с ним работать. Я считаю что лично общение все же лучше скаипа и прочего.

    ОтветитьУдалить
  4. сложно поспорить. я тоже не смог бы не зная человека нормально с ним общаться удаленно. Но ведь можно встречаться :) Кстати, есть кадры, с которым удаленно работать пожалуй удобней.

    ОтветитьУдалить
  5. Привет, в моей компании сейчас большое количество работников работает удаленно или частично удаленно (есть куда прийти, если есть желание). Из моего опыта - основная проблема это серые Российские реалии и как следствие то, что люди используют работу и офис как удобное основное место социализации. Просто многим больше особо и некуда податься и чем то себя занять. Тем не менее, правильные люди, психологически приспособленные к такой работе, находятся и в целом все не так уж и страшно. Если есть какие то вопросы с точки зрения организации процесса итд. могу поделится опытом.

    ОтветитьУдалить
  6. Unnamed Team спасибо за коммент. А много людей у вас так работает? Как плотно они пересекаются по работе (зависят от результатов работы друг-друга)?

    ОтветитьУдалить
  7. Больше 100 человек. Компания аутсорсигновая, не продуктовая. В продуктовой все это организовать было бы еще легче. Пересекаются очень плотно, все как обычно - утренние видео звонки на проектах где скрам, много чатов, итд. Я бы сказал, что с точки зрения проектной работы проблем нет никаких. Несмотря на сложившееся мнение, на практике гениальные мысли приходят в голову конкрентным умным людям и мало связаны с наличем возможности посидеть с кофем в одной комнате. Сложности есть с точки зрения интеграции людей в компанию, построения культуры и процессов. Когда нет офиса, кофе-машины, рабочего компьютера и прочих физических атрибутов, люди начинают воспринимать компанию базируясь на других вещах - сайт, интранет, всевозможные процессы и как она организованы итд. Есть ли в вашей компании внутренний сайт на котором можно увидеть расчет своей последней зарплаты, количество начисленных дней отпуска итд? Это начинает быть очень важно, когда живого бухгалтера работник никогда не увидит.

    ОтветитьУдалить
  8. Собственно ссылка из твиттера побудила меня написать комментарий к посту спустя 5ть месяцев!
    По сути удалённая работа для меня -это прямо-таки больная тема.
    Главный огромный плюс лично для меня в этом - это возможность не быть географически привязанным к офису. Это даст возможность не теряя места работы и соответвенно дохода (хотя вернее сказать зарплаты, ибо доход - это от бизнеса который уже работает на тебя, а не на дядю) жить в нормальном климате при наличии там интернета круглый год. Например с Октября по Апрель в Тайланде, а остальное время в Питере, но на даче. Остальные плюсы типа экономии времени и денег на дорогу лично для меня не так важны, ибо я почти не теряю ни того, ни другого.
    Перейдём к минусам.Да, это надо уметь делать. Да, надо уметь организовать свою работу и себя. Да, это очень сложно сделать при наличии маленьких детей в доме. Но это всё решаемо. Сложнее с личным общением и работой в команде. Однако если ты некоторое рвемя работал с этими людими оффлайн, то это можно пережить. Современные технологии предоставляют кучу разнообразных средств коммуникации. Да, по инету не обнимешься и не вдохнёшь свежий запах одеколона коллег, но это и не нужно для рабочих целей. А ещё лучше, когда твои коллеги также ловят лето в соседнем бунгало.
    Вообщем работать удалённо при нашей профессии можно и нужно. Главное -это найти способ.

    ОтветитьУдалить
  9. Способ найдется - было бы желание. А оно будет, если будет такая потребность :) Я работал - мне нравилось. Но необходимость "стабильности" привела к обычной работе в офисе.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Mock vs Stub

Когда мы начали изучать модульное тестирование, то одними из первых терминов, с которыми пришлось познакомиться, стали Mock и Stub. Ниже попробуем порассуждать в чем их сходство и различие, как и для чего они применяются. Проверять работоспособность тестируемого объекта (system under test - SUT) можно двумя способами: оценивая состояние объекта или его поведение. В первом случае проверка правильности работы метода SUT заключается в оценке состояния самого SUT, а также взаимодействующих объектов, после вызова этого метода. Во-втором, мы проверяем набор и порядок действий (вызовов методов взаимодействующих объектов, других методов SUT), которое должен совершить метод SUT. Собственно, если коротко, то в одном случае используется Stub, а в другом Mock. Это объекты, которые создаются и используются взамен реальных объектов, с которым взаимодействует SUT в процессе своей работы. Теперь подробнее. Gerard Meszaros использует термин Test Double (дублер), как обозначение для объе

Заметки на коленке - 3. Что еще делать, если ваши тесты уже "зеленые"?

"Lately I find I'm working on automated tests that return non-binary results. Tests that neither pass nor fail" by  @noahsussman Отличная мысль, которую я ретвитил еще в 2016. Но давайте вместе подумаем, что за этим может скрываться? ( кстати, не знаю, что при этом думал Noah ) Ваши тесты прошли и прошли "успешно". Все хорошо или все же есть, куда еще посмотреть? Дальше то, что использовал я лично и то, что еще можно прикрутить дополнительно. Естественно все шаги ниже должны быть автоматизированны. 1. Контролируйте время выполнения тестов. Если набор проверок не меняется (а такое часто бывает, к сожалению), то рост времени выполнения может говорить о проблемах в продакшен коде (чаще всего) или проблемах с окружением. 2. Контроль за количеством выполняемых тестов. "Все зеленое" не значит, что сегодня выполняли те же Х тестов, что и вчера. Смешно(нет), но случается такое, что какие-то проверки "исчезают" из запуска из-за того, что у кого-то &qu

Полезные ресурсы для молодых (и не только) тестировщиков

сперто(с) Уже 3 месяца провожу собеседования тестировщиков (март 2016). Поначалу они просто  веселили - после 15-летнего опыта собеседования С++-разработчиков, общение с тестировщиками (чаще были "-цы") было чем-то экзотическим и забавным. Потом становилось все грустнее и грустнее, мимими закончилось. Началась печаль.